суббота, 23 мая 2009 г.

Экономика детям. Темы для обсуждений с детьми.

Зачем экономические познания нужны ребенку? Придет время и он без всяких знаний научится зарабатывать деньги, тратить, копить...
Я категорически не согласна с этим! Увы, настоящий мир сейчас слишком завязан на деньгах и товарах, чтобы так запросто это обойти своим вниманием. Я стараюсь, как и многие другие родители подготовить своего ребёнка к реальности.
Сегодня многие детки имеют очень высокие притязания на ожидаемый уровень зарплат, а мечтают быть также как и мы в детстве врачами, пожарными, космонавтами :). И в том, что когда они вырастут и столкнутся с реальностью и также как некоторые "нахватают себе кучу кредитов". Будем виноваты мы взрослые, которые в свое время не научили, не поддержали и не развеяли какие-то их иллюзии. Не научили правильно пользоваться деньгами, не привили им экономическую грамотность.

Но не надо меня упрекать в излишнем навязывании "материального" ребенку!
Я также много внимания уделяю духовному, культурному развитию. Я бы еще добавила нравственному. Приучаю ребенка ценить красоту, чувствовать прекрасное... Мы каждую неделю с сыном ходим в театры, потом обсуждаем. Рассматриваем картины наших русских художников, говорим о русской истории, наших традициях. Слушаем классическую музыку. Говорим о нормах. Что можно себе позволить, а что недопустимо при любых обстоятельствах. При этом я не стараюсь его "натаскать" на что-то определенное, а стараюсь привить образ мысли "рассуждающий", "многовариантный". Подталкиваю его к размышлениям. Стараюсь подбирать задачки, загадки, где может быть несколько путей решения... Считаю без этого (духовно-культурно-нравственного развития) никак. Иначе мы вымрем как нация. Что уже, к сожалению, происходит.

Поэтому с чистой совестью предлагаю Вам список тем для разговоров с детьми на тему денег. Наше экономическое просвещение только начинается... Прошу не судить строго. Этот списочек я составила специально для Севы - под наши интересы и на вырост. Этот план я все время дорабатываю, что-то добавляю, что-то меняю. Если он Вам понравится, Вы сможете его доработать в нужную Вам область.

Про деньги
1. Что такое деньги. (ликвидность)
Объяснить, что деньги - это то, на что можно обменять нужную тебе вещь. Можно менять вещи на вещи. Раньше так и делали. Ценились коровы, телята. Если у тебя много телят, то ты много мог себе купить. В Голландии -луковицы тюльпанов. За несколько луковиц можно было купить целый дом. Но телят не удобно носить в карманах. Вот люди и придумали завести предметы для обмена, общие для всех.
2.Что нельзя сделать без денег. Доехать на автобусе, сходить в театр, полететь на самолете, купить еду, позвонить по телефону ит.д.
3. Что нельзя купить на деньги.
(порассуждать на эту тему: дружба, любовь, уважение ит.д.)
4. Какие бывают деньги (купюры и монеты)
Рассмотреть деньги разных стран, объяснить, что изображено и почему (гербы, портреты, символика)
(можно "сделать чеканку монет" - монетки разместить под лист бумаги и почиркать карандашом - изображение проявится)

Про Вещи.
1. Рассказать какие бывают вещи.
Объяснить, что все, что сделано руками человека -это вещи. (движимые и недвижимые вещи :) и объяснить, что такое недвижимость)
2. Что такое ценность вещей.
Обсудить: почему то, что сделал сам бережешь больше. Что можно сделать самому. Какие домашние вещи представляют для нас ценность (украшения, золото, бриллианты :) и часто любимые вещи - старый папин свитер, поломанная статуэтка из маминого детства. Почему мы ценим эти вещи не меньше. (на постарше: рассказать еще об антиквариате, чем старше, тем ценнее. Ценность картин и просто искусства. Обсудить талантливые работы. Как оценивается мастерство, кто судьи :))

Про цены:
1. Что такое цена.
От слова - оценивать. Как человек оценил свою вещь.
Поиграть, как мы оценим Севины вещи. Например машинками. За толстую книгу отдадим пять машинок, а за раскраску одну. Это и будет цена. Но нам еще надо заплатить продавцу, бухгалтеру, за аренду. Значит одна книга будет стоить больше машинок, чем мы её оценили.
2. как формируются цены в магазинах. Почему в разных магазинах одна и та же вещь стоит по-разному (на постарше)
3. (постарше обсудить) цена -ценность. Духовное - материальное

Траты:
1. Какие бывают траты
2. Вспомнить какие траты в нашей семье.
3. Без чего нельзя обойтись. А без чего можно.
4. Какие бывают траты у других людей, но нет у нас.
5. Какие траты обязательны.
Отметить, что есть обязательные траты раз в год (оплата за дачу), а какие каждый день (бензин для машины).
Обсудить, что бы хотелось приобрести ребёнку, чего не хватает для счастья :)
(вспомнить нашу игру: Вот тебе зарплата за работу:7 монеток выдать. Предложить распределить. Одна - за бензин, другая - еда, третья -за квартиру оплата, 4 -за телефон, 5-за проезд, 6-купить одежду, 7-помочь старенькой бабушке, потому что она старенькая и не может уже работать. А потом обсудить, что монеток не хватило на игрушки. Зато в следующую зарплату купим игрушки ладно? Вместо одежды. Одежду можно не в каждом месяце покупать. Но если она порвется, придется опять одежду покупать, а игрушки еще через месяц.
Цель: воспитание + объяснение как происходят траты).
6. Какие еще бывают траты (медицинские (если заболеем и профилактические), пожертвования)
На постарше: обсудить кому можно жертвовать, кому нет (например, пьяницам на бутылку нельзя, а старенькой бабушке можно)
Рассказать о социальных службах, приютах. грантах, об отчислениях людей в разные фонды, что на этом часто держится наука, от этого зависят очень многие люди... )

Про почту. Транспорт:
1.Кто пишет письма? Зачем?
2.Куда они отправляются?
3. Как доставляются
(авиаперевозки, ж.д перевозки, автоперевозки, раньше на велосипедах, если недалеко)
4. Люди каких профессий обслуживают почту, транспорт.
(рассказать про марки - разной стоимости - чем дальше, тем дороже, так как транспортные расходы. Транспортный расход = за бензин, за починку машины, за работу людям, которые перевозят ит.д.)

Про работу
1. Рассказать о профессиях
. Как человек выбирает работу.
2. Откуда берется зарплата. Как насчитывается, кто выдает
Объяснить, что здесь человеческий труд оценивается, как вещь в магазине. Какие-то профессии оценены выше, другие ниже. Но в каждом деле есть, как любимая вещь. Если человек очень опытен и у него очень много знаний, его все ценят. И его труд стоит дороже, чем человек более высоко оцененной профессии.
3. Выходные дни .
У человека есть свои дела, семья, и домашний труд, которому тоже надо отводить время. Это время отдыха от основной работы.
4. Управляющий работой (директор, начальник)
Кто становится начальником. Тот, кто больше всех умеет, знает. Кто заслужил авторитет, умеет сглаживать конфликтные ситуации ит.д.
Постарше станет: обсудить, что бывает директор, исполнительный директор и финансовый директор. И чем отличаются
Отметить в целях воспитания о том, что лидер - человек не тот, кто кричит "я, я". А тот, кто умеет ладить с людьми. Даже иногда уступая. Тот, кого уважают за его мнение и доверяют. Кто не вступает в конфликты, а умеет их решать и берёт на себя ответственность. Отметить взаимосвязь лидер-начальник.
5. Профессии связанные с подсчетом денег
(экономист, бухгалтер, финансист).

Про рекламу
1.Что такое реклама, зачем она нужна.
2.Где мы встречаем рекламу.

3.Какая она бывает (печатная, телереклама, реклама на радио, вывески, плакаты, брошюры и буклеты ит.д.).
4. Какие хитрости
люди используют, чтобы привлечь внимание покупателей? (жирный шрифт в объявлениях, приятная музыка, громкие фразы. Короткие предложения ит.д.)
Обсудить, как ты себе представляешь самую лучшую игрушку/машинку. Какой она должна быть. Если мы будем хвалить другим её - это будет рекламой. А как можно похвалить эту старую машинку? Мы можем сказать, что она проверенна временем и не ломается. Сказать, что сейчас таких не выпускают и это уникальная игрушка. Ты бы захотел сам такую купить, которой ни у кого нет? :) Видишь, а на самом деле машинка, как машинка

Про Магазины
1.Что такое магазин? Место, где можно что-то купить. Какие бывают магазины(супермаркеты и магазины, в котором продается какой-то один вид товаров).
2. Виды магазинов? Предложить отгадать, как будут называться магазины, где продаются только цветы (цветочный), где игрушки, спорттовары, продукты, рыба, украшения ит.д.
3. Люди каких профессий работают в магазинах.
Обсудить что делают продавцы, товароведы, кассиры, консультанты ит.д.
4. Рассказать об отделах, товарах, скидках, акциях. Зачем это нужно.
(Объяснить, что сбрасывая цену на один вид товара, продавец привлекает много новых посетителей, которые кроме дешевого купят кучу разных других.)
5. Обсудить правила поведения в магазине
6. Упаковки.
Цена товара зависит от упаковки. Какие бывают. Дома порассматривать упаковки, которые найдутся.
7. Список покупок. Перед походом в магазин предварительно обсудить, что нам надо. На что можно выделить деньги, а на что нет.
Составлять список и вместе делать покупки по списку. Обсудить, почему покупаем 1 литр молока, а не 2, не три.
Поговорить о сроках хранения (для молока 5 дней, для майонеза - месяц, а где консерванты, там можно год -плюс здоровое питание обсудить).
(Постраше: Куда деваются просроченные товары. Как определить срок упаковки. Как просчитывается.
Понятие Гост, норма, сан.пин. Кто регламентирует, кто проверяет ит.д).

Про банки, кредитки и счета.
постарше, "на вырост".
1. Где хранить можно деньги? Почему деньги прячут.
Объяснить, что все деньги дома нельзя держать. Что нельзя в карман класть большие суммы.
2. Объяснить, что есть банки - хранилища для денег. Удобно деньги не хранить дома в целях безопасности, а держать в специальном месте.
3. Банковские карты. Объяснить, что зарплата переводится сразу банку на папин счет. И папа может снять сразу все деньги со счета с помощью специальной карты-пароля. А может чуть позже и не все сразу. Но количество денег от этого не прибавляется. Как только папа все снимет деньги. То на счете будет ноль денег и дальше ничего снять уже не может. Пока новую зарплату не переведут. Объяснить, что у денег на карте есть конечное число :).
4. Накопительные вклады.
Копилка в домашних условиях. Специальный счет в банке.
Объяснить, что тот, кто владеет банком использует деньги вкладчиков и немножко добавляет денег каждый месяц за то, что пользуется деньгами. Обсудить кому это выгодно
открыть небольшой вклад на имя ребенка и показать, как пользоваться картами, пополнять счет.
Купить пару акций, проанализировать рост, падение ит.д.

Вот примерно так я планирую заниматься с Севой экономикой. Назовём его вводным курсом. Честно говоря, не представляю на сколько по времени и возрасту он у нас "затянется". Ведь все зависит от интереса и желаний ребёнка.

Кому был интересен мой план, оставляйте комментарии. Хочется надеяться, что выкладываю эту информацию не зря и она окажется полезной еще кому-то.

При перепечатке материалов с блога -ссылка на блог источник обязательна!
(продолжение следует)

10 комментариев:

  1. Про "каждая монетка "закреплена" золотом" можно пропустить - это давно уже официально не так, именно поэтому существует рынок Форекс (настоящий, а не то, что под видом Форекса продают у нас). А в целом мысль хорошая, возьму на заметку. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, сейчас отредактирую...

    ОтветитьУдалить
  3. По каждому пункту можно поспорить, но в целом очень правильно, идея абсолютно понятна. Детей наверняка проймет.
    Я бы еще добавил упражнения, типа купить в магазине по списку, рассортировать деньги, разменять и пр.

    ОтветитьУдалить
  4. эти темы обязательно нужны, не точно в том порядке и не со всеми подробностями, но умение расчитывать бюджет очень нужно даже трёхлетке.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну прямо перспективный план воспитания на год! Или больше... :) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Отлично, что нашел родственную душу.
    Тоже после чтения Киосаки задумался обучать ребенка экономике. Объездил все книжные магазины - ни одной книжки для малышей по экономике :-( В интернете тоже как то плохо. Начал было объянять на пальцах. Спасибо за статьи умаю очень помогут. Сегодня буду пробовать.
    Да... мне кажется можно ребенку вводить понятие бюджета и схематично в качестведеления пирога разрисовывать куда уходядт деньги. И потихоньку рассказывыть об активах и пассивах. Но пока не знаю как. Предлагаю думать на страницах Вашего сайта вместе.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо Вам огромное! Вы отличная мама, а Ваши занятия принесут Вам плоды, даже не сомневайтесь!

    ОтветитьУдалить
  8. Justsoblogger, да на тему денег поиграть тоже попробуем, хорошая идея.
    Потап, сейчас я взяла за основу эти темы и еще учебник экономики. Пробую тематически составлять игры. Получается очень интересно и ребенок в восторге. Последнее время не хочет играть ни во что другое :)
    Я кое-какие игры, разумеется, выложу. У нас уже много разных вариантов наших игр - некоторые очень интересными получаются.
    В связи с рождением второго сыночка, очень немного времени на систематизацию информации. Но я буду стараться.

    ОтветитьУдалить
  9. отличная игра. Ребенка действительно нужно обучать экономике, учить правильно распоряжаться деньгами, откладывать и зарабатывать. И делать это нужно именно с детства.
    Спасибо вам за информацию. Ждем новых публикаций

    ОтветитьУдалить
  10. Для начала надо самому взрослому разобраться в различных экономических связях и т.д.
    Ваши темы для этого хорошо подходят.

    ОтветитьУдалить

 
Пользовательского поиска
счетчик посещений