четверг, 11 июня 2009 г.

Логика детям. Часть 2. Ориентация в пространстве.

право-лево
Когда я была маленькая, мне было удобнее писать левой рукой. Потом меня стали учить писать "правильно". И я первые три класса могла писать одинаково левой и правой руками. Со временем левая рука у меня отстала. И я стала настоящей правшой. Но вот понятия левого и правого я стала путать. И это у меня осталось до сих пор. Разумеется, я знаю как правильно. Но в экстренных ситуациях, когда мне говорят иди "направо" или "влево" - я обычно поворачиваюсь совершенно в противоположную сторону :). Муж меня постоянно "подкалывает" на этот счет, а я переживаю.
Вообщем, когда Севка родился, я очень боялась, как бы ему не передалась такая моя непутёвая особенность. И маленькому Севе, когда брала за ручку или одевала на него что-нибудь, то, говорила, это твоя правая ножка, а вот левая, это правая ручка ит.д.
Когда я гуляла с ним в коляске, а потом и пешком, то всегда комментировала наш путь. Повернём направо, поворачиваем налево. Мы доедем вон до того синего домика, а потом повернем налево. Ближе к годику мы Севе купили малюсенький велосипедик. Он кататься, конечно, еще не мог. Но ему очень хотелось, и я катала сынишку на велосипедике. Поворачивала за руль: Направо, налево, еще налево, теперь давай направо.
К моей радости уже в год он очень хорошо разбирался, где право и, где лево, и правильно "подавал" мне ручку.
Сейчас играем на даче. Прячу в саду игрушку и командую. Повернись направо, стой, теперь налево три шага. Прямо, направо ит.д. Веду до нужной игрушки. Ребёнку очень нравится. Так как горячо-холодно, уже поднадоело. А это вариация на тему.

Расположение предметов относительно друг - друга
В коробке, на коробке, из коробки, под коробкой, у коробки, над коробкой ит.д.
Мы играли так: Я брала игрушку и складывала её в коробку, ведро, на стул и комментировала свои действия. (я уже точно не помню, где-то около 8-10 месяцев Севе было, когда ему это доставляло удовольствие).Несколько раз подряд. Одно и тоже с разными игрушками. Я помню, что Севе очень нравилось как прятались и летали по комнате игрушки :)
Нам кажется, что все понятно и так. Но ребенок, скорее всего понимает слова "мишка" и "ведро" очень даже хорошо, а вот всякие "из, в, на, под..." скорее всего до года еще различает не вполне ясно. И если ему помочь разобраться. То это понимание, на мой взгляд, сильно ускорит развитие речи ребёнка впоследствии, и поможет установлению логических связей.
Также можно объяснить такие понятия как:
спереди - сзади- сбоку;
вперёд -назад.
Далеко и близко, высоко и низко. узкий и широкий
или попросить выполнить просьбы - повернись вокруг, стой рядом, отойди далеко ит.д.
Мы играли в такие игры. Я брала Севу на руки и слегка подкидывала его вверх (мальчик, прыгал высоко-высоко), потом брала на руки и перемещала его прыжками как можно дальше по комнате (а зайчонок далеко-далеко). Поднимали руки вверх высоко-высоко, потом садились на корточки - низко-низко. ит.д.

План местности
После года, наверное, ближе к двум (уже не помню). Мы начали осваивать понятие "плана". В качестве первой иллюстрации - картинка карты местности (масштабная карта) из старого школьного атласа.
Рисовали план комнаты. Или план нашего двора, игровой площадки. Сейчас вводим элемент усложнения. Я прячу игрушку и ставлю крестик на плане, а Сева ищет.
Еще как вариант игры на эту тему - расставить по плану мебель в игрушечном домике. Или начертить план, а потом второй - придумать перестановку и попросить ребёнка переставить игрушки согласно плану.
Мне кажется, если задаться целью, то переложить каку-нибудь местность на план и придумать к нему задания - труда не составит.

Ориентация на бумаге.
Осваиваем понятия - правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол.
У нас была покупная карточная игра-лото на эту тему. Нужно было совместить кадратные карточки с рожицами (смайликами) разных цветов (находились в разных углах на карточке) - на подходящие ячейки на игровом поле лото (прямоугольник с 8 ячейками). Такую игру не сложно сделать самому. Она нам очень помогла в освоении понятий и ориентации на листе.
Сейчас просто даю задания:
нарисуй в правом верхнем углу орнжевый треугольник, в левом нижнем углу - синий квадрат ит.д.

(продолжение следует...)

3 комментария:

  1. Ого! Я вроде тоже с сыном заниматься стараюсь, но знаем мы поменьше вашего. :)
    Молодцы! Так держать!

    ОтветитьУдалить
  2. У Вас замечатльный блог! Очень интересный! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Здорово, нужно обязательно пользоваться советами

    ОтветитьУдалить

 
Пользовательского поиска
счетчик посещений