понедельник, 4 мая 2009 г.

Когда эмоции захлёстывают


Не знаю у кого как, но у нас с Севкой регулярно возникают какие-нибудь конфликтные ситуации во дворе. Я бы не сказала, что он у нас забияка или, наоборот, тихоня. Но время от времени мы уходим из песочницы в слезах.

Последний раз это было так: Сева нагреб большую кучу песка и устроил там "рыцарский замок". Играл долго, потом разломал свой замок и занялся другими делами. А куча осталась. Две девчушки пристроились на эту кучу и стали в ней рыться лопатками. Севе это не понравилось. Была попытка объяснения, но закончилось все разломом кучи, отбиранием своих совочков и слезами. Вот такая реакция :(. Хотя иногда бывает, что он сам ломает чужие постройки.

Я себя успокаиваю мыслями о том, что Сева еще не научился правильно выстраивать свои игры с детьми, а также управлять своими эмоциями. И пытаюсь ему помочь.

Как я это делаю.
1. Дома проигрываем "на подушках" создавшиеся ситуации и другие возможные.
Пример. - Смотри, эта подушка - твой замок. А я девочка чужая. Всё, Сева я тут играть буду. Что ты будешь делать?
Сева: - это моё. Я: - Ну и что. Сева: (грозно) это моё.
Я: а я все равно не уйду. Сева: Уходи, это мое (сузил глаза и еще более грозно).
сделала вывод, что мой ребёнок не видит альтернативы такому поведению. Он делает так, не потому что он вредный. Он ведь понимает, что это игра. Но не знает как можно по-другому.
Начинаю учить: Теперь попробуй предложи мне другую кучу. Скажи, давай, помогу тебе сделать другую кучу. Одна будет твоя, другая моя. Объясни, что это ты делал. Улыбнись. Спроси как зовут девочку, обратись по имени. Как еще можно придумать, чтобы девочка сама ушла и еще дружить с тобой захотела.
Потом проигрываем ситуацию еще несколько раз. Обычно я подсказываю готовые варианты того, что надо сказать.
Севочка очень любит такие "игры".
Буквально пару дней назад я услышала в песочнице от Севы одну из таких "фраз-заготовок", когда он разговаривал с ребятишками. Видимо, все-таки что-то мы сделали правильно.

2. Обсуждаем дома поведение детей.
Сегодня Маша плакала. Ты заметил. Как думаешь почему?
Не знаешь? А вот ты когда плачешь? А еще почему детки могут плакать (обидели, болит что-то, грустно, голодный, соскучился по маме, замерз). Может Маша не позавтракала? ит.д.

3. Бывает перед сном придумываю сказки о двух мальчиках Мише и Васе. Один мальчик воспитанный, второй у нас хулиганит и не знает как себя вести. Обычно по мотивам севкиного поведения за день. Как в одной и той же ситуации ведут себя мальчики и что из этого выходит. Обычно в конце хулиганистый мальчик у нас исправляется.

4. Рассматриваем книжки "Не обижайся (проблемы поведения)", "Если всё не так... (проблемные ситуации)". (Издательство "Карапуз, серия: для самых маленьких".) Сева эти книжки очень любит.
Одна из любимых историй в книжке - где Митя упал на пол и ревёт. А мама с сестренкой ходят, ищут своего Митю. Так как их добрый Митя не может быть этим чужим мальчишкой. -Может он под стулом? ит.д. Заканчивается все тем, что Митя перестает реветь. Делается вывод. Зачем реветь, если тебя никто не слышит и не видит.

5. Обсуждаем наш альбом
В нашем альбоме отвела эмоциям пару страничек (одна из них на фото). Подборка картинок из журналов с изображением деток. Кто-то плачет, кто-то смеется, удивляется, грустит, задумывается... Рассматриваем, обсуждаем
- Каждый человек может испытывать разные эмоции. Это нормально. Как думаешь, какие эмоции эта девочка испытывает? Грустная или веселая? Как догадался? Чему радуется мальчик. Кто из деток капризничает? А с какими детками на этих картинках ты бы захотел подружиться? А с этим мальчиком не хотел бы, почему?

А как это делаете Вы?

4 комментария:

  1. По-моему, вы еще просто маленькие.
    Детки начинают все же после 3 лет хоть немного вместе играть. А вообще-то я где-то слышала, что ПОТРЕБНОСТЬ в общении со сверстниками возникает только после 5 лет.
    У меня старшему сыну скоро 4 года будет, так он только сейчас, при всей своей общительности ,начинает именно ИГРАТЬ с другими детьми самостоятельно. А так, все с мамой было, под контролем.
    Сейчас, мне кажется, Вы очень мудро поступаете, объясняя сыну, Что с ним происходит (эмоции) и как себя вести в разных ситуациях. А делать самостоятельно он это будет уже позже. )

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за поддержку! Будем ждать трех лет:) Думаю, что проблемки все равно будут - он у нас несколько эгоцентричным ребёнком растет. Столько внимания, единственный ребёнок в семье. Уже начали подумывать, что пора бы ему и братика/сестренку "устроить" :)

    ОтветитьУдалить
  3. Вот это, пожалуй, самое лучшее решение для малыша. Рождение братика (сестрички) реально все меняет. )))) Даже удивительно!

    ОтветитьУдалить
  4. А когда ставший уже взрослый, и категорически не хочет никого... как быть?

    ОтветитьУдалить

 
Пользовательского поиска
счетчик посещений