четверг, 21 мая 2009 г.

Детям о деньгах. Экономика для малышей. Шаг I.


Я немножко расскажу о своих мыслях на тему, как можно ввести малыша в мир денег и товарно-рыночных отношений.
Предыстория моих размышлений:
Когда-то давно, в университете, еще далеко до рождения Севы, мне на глаза попалась книга Р. Киосаки "Богатый папа - Бедный папа".
Книга о том, чему не могут научить своего ребёнка бедные родители и чему могут богатые. В то время она была бестселлером.
Я не могу сказать, что всё прочитанное мной , было воспринято "как есть". Кое-что меня удивило, вдохновило, а кое-что из его размышлений заставило задуматься и не согласиться.
Например, в его книге я не нашла одну вещь. Он посвятил свою жизнь зарабатыванию денег. Так много размышлял на тему детского воспитания.
(о том, чему не смог в свое время научить его папа, чему не учат детей) и т.д. Но сам не оставил в своей жизни место для ребёнка.
И, честно говоря, меня как вдумчивого читателя это очень расстроило. И до сих пор интересует, почему. Очень не хочется думать, что понятие "дети" было им занесено в разряд "пассив", как требующее постоянных вложений и только.
Тем не менее, я ему очень благодарна за его идеи, и за то, что заставил меня о многом задуматься и искать...
Я до сих пор нахожусь в на этапе поиска... но какие-то наработки и мысли у нас уже появились. Спешу поделиться!
Совсем маленьким
Первые наши разговоры на "экономические" темы были очень ранними. Наверное, с рождения. Она сумасшедшая скажите Вы. Но ничего особенного от меня Вы не услышите.
В магазины наши детки ходят с рождения. Папа на работе, он денежки зарабатывает ит.д. частые разговоры в каждой семье. Вот я и не делала ничего особенного, а просто старалась обращать на это внимание ребёнка. И не боялась разговаривать с малышом о деньгах. В магазине, совсем маленькому Севке, сидящему у меня на руках, объясняла свои действия простыми словами. Это магазин, смотри сколько товаров. Что выберем... Пойдем в отдел игрушек, это - касса, это-кассир. Она здесь работает, поработает и домой придет к своим деткам. И папа наш тоже на работе... Мы ей денежки дадим, а она нам разрешит домой забрать, то , что мы выбрали.
Это ведь давно уже известно, чем больше тем используешь в разговорах с малышом, тем более обширным у него будет словарный запас и более осмысленное восприятие этих тем в более старшем возрасте.
Я считаю, что разговоры на тему товарно-денежных отношений не являются исключением.
Ребенок подрастает, начинает разговаривать и говорит свое первое "КУПИ". Мне кажется этот момент лучшее время, чтобы познакомить ребенка с миром денег, работы и товарных отношений...
Мы делаем это через игру. (Говоря "мы" - я не имею ввиду себя и Севу. Мы - это я и мой муж. В этом отношении мы с ним единомышленники. И часто наши игры придумываем вдвоем. Мы-родители. И часто рассказывая что-то о сыне, я говорю от лица обоих - уже вошло в привычку :) ).

Вот одна из наших игр:

Называется "РАБОТА". У меня на коленях - коробочка с машинками. Севе выдаю пять монеток (предварительно мою их с мылом). Говорю Севе, что я играю в продавца машинок, и предлагаю купить у меня машинки.
Купить - значит обменять на денежки. Одна машинка - одна монетка. Сева радуется и быстро меняет свои машинки на денежки. Деньги у него заканчиваются, а машинки нет. Сева собирается забрать днежки обратно, чтобы обменяь их опять на машинки. Я не отдаю, а предлагаю заработать почти как папа.
Знаю, что он не любит ездить на велосипеде, хотя нам очень рекомендовал это ортопед. И предлагаю перевезти зайку на другой конец комнаты на велосипеде. А зайка заплатит Севе одну монетку.
Постепенно ввожу в игру элементы усложнения:
1 элемент:
Добавляю разные монетки 10 и 20 копеек.Возрастает стоимость машинок. Объясняю, что можно заплатить одной монеткой 20 или двумя 10.

2 элемент: Ввожу нового героя мишутку. Он очень хочет купить у Севы машинку. Машинка так нужна медвежонку, что он согласен заплатить 40 копеек - в два раза больше.
Показываю, что Сева теперь может купить у меня целых две машинки.
Хвалим машинки разным игрушкам. Кто-то соглашается купить за большую цену, а кто-то нет. Иногда никто не хочет. Приходится опять на велике зайку катать или идти игрушки на место прибирать, дворнику Коту помогать :)
Вариантов тут может быть много.

3 элемент: Не продаем, а даем попользоваться за монетки (1х10). Монеток становится больше и Сева покупает себе дополнительные машинки. Получается целый автопарк.
Дальше можно усложнять и усложнять, все зависит уже от Вашей фантазии.

(продолжение следует...)

6 комментариев:

  1. Очень интересно, а главное очень познавательно!!!

    ОтветитьУдалить
  2. полностью согласна с Вами. Товарно-денежные отношения вокруг нас, и не надо ребенка изолировать от них

    ОтветитьУдалить
  3. Я весь интернет излазила, кроме этой статьи ничего путного не нашел... Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Отлично! Я тоже в подобную игру с ребенком играла, только начинали мы с пуговичек.

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина Владимировна7 октября 2013 г., 4:17

    Здравствуйте, меня зовут Ермакова Ирина Владимировна, я один из авторов экономической сказки "Начала экономики" (изд. Вита-пресс). Очень многие мысли и рассуждения предлагаемые Вами почти 20 лет назад были использованы нами для преподования основ экономики школьникам младших классов. Есть небольшой опыт преподавания этих основ для оченььььь умных шестилеток. Но вот работу с малышами мы никак не практиковали. Неужели они понимают (и понимают правильно!) эти экономические концепции? Очень интересно знать какой литературой вы пользуетесь. Замечательно, также стихотворение о профессиях. Сейчас мы планируем еще одну книжку по экономики, но уже для семейного прочтения - очень хотелось бы использовать его с Вашего разрешения. В любом случае - Вы молодец! Хочу сказать, что я писала эти уроки для своего семилетнего сына и его одноклассников - мне было страшно, что нас пустили в рыночное плавание, не объяснив правил игры. Сейчас они уже взрослые люди, многие очень успешные - а сын кандидат экономических наук. Так что , я заверяю Вас, что Ваши усилия не пропадут даром!

    ОтветитьУдалить
  6. Очень хороший пример игр. В наше время потребления, дети должны понять что сколько стоит и зачем покупать. Что бы небыло истерик в магазине купи что-нибудь и срочно, недавно видела такую сцену.

    ОтветитьУдалить

 
Пользовательского поиска
счетчик посещений