воскресенье, 3 мая 2009 г.

История про историю.

Как это должно быть
Пару лет назад мне на глаза попалась книжка Сессиль Лупан "Поверь в свое дитя". Там говорилось, что начинать знакомство ребёнка с историей лучше всего с рассказов о жизни его бабушки-прабабушки. Когда-то давно, когда не было, тебя, меня...только бабушка наша жила и т.д. После историй о бабушке и её времени, советовали сразу переходить к рассказам об эпохе динозавров. "Когда не было бабушки, и вообще никого"... Дальше -рассказы в хронологическом порядке - о самом интересном по самым важным вехам истории.
Как это было у нас.
У нас было не так. Наше знакомство с историей началось от покупки мною "впрок" книжки "Руская история" (издательство "Белый город", серия:Моя первая книга). Севке было года полтора. Я уж и не помню откуда я узнала про эту книгу, но помню что заказывала ее через интернет, так как в нашем городе она не продавалась. Книжка мне понравилась - замечательно подобранны иллюстрации, короткие лаконичные рассказы. Единственный минус, на мой взгляд, не очень яркое качество печати.
Когда я радостно сообщила ребенку "что-то вроде: смотри, сынок, какую мама тебе книжечку купила. Вырастешь - читать будем". Сева стал просить тут же "потятяй", "потятяй". Читать не стала. Но картинки мы с ним порассматривали. Дальше в лес - больше дров:). Мы всё чаще и чаще возвращались к этой книге.
Сначала это были русские праздники, времена года, картины с изображением деток. Потом, когда Сева чуток подрос, любимыми темами стали мои рассказы около картин военных сражений и битв.

Мои рассказы стали начинаться примерно так. Посмотри, Севочка, этот дядя на картинке - князь Гостомысл... У него сыночки воевали-воевали и погибли. Он грустит. Кому теперь свои денежки, армию, земли отдать. Ой у него же дочки есть.Та тётя на картинке - его дочка Умилла Новгородская. Ему про нее сон приснился...Решил Гостомысл ее сыночкам всё оставить. Это ведь его внуки получается, да? Дяди Рюрик, Трувор , Синеус. Перелистываем страничку. А тут, смотри, какой маленький мальчик хороший. Это Игорек. Игорь - сыночек вон того дяди Рюрика. А тетя Умилла , значит его бабушка ... :)

Сейчас почти всю эту книгу мы освоили. И с удовольствием ее время от времени проглядываем. Теперь уже читаю просто истории из книги, практически ничего не сокращая.

Что касается изучения истории "от динозавров" . Не миновал нас и этот путь. Получилось все само собой, когда Сева вдруг ни с того ни с сего увлекся динозаврами... Он их открыл для себя этой осенью.
Я не скажу, что до этого ему про них не рассказывала. У нас даже было штук шесть маленьких пластмассовых динозавриков. Они валялись в коробке с другими такими же кучками зверюшек, рыбок, насекомых. Сева их не замечал.
Однажды Сева вдруг остановился на картинке с динозаврами. Что-то долго там рассматривал, потом вытащил коробку с фигурками, и устроил эпоху динозавров на ковре. С этого дня в нашей семье начался динозавровый период. Эти динозавры были повсюду. Он их перетаскивал с места на место, задавал про них вопросы. Где жили, почему нет сейчас, почитай про динозавров ит.д. Требовал, чтобы его называли не Севой, а динозавром. Каждый день он играл в разных.
Про динозавров я не знала решительно ничего.
Пришлось принимать меры.
1. Схватила Севку под мышку, пошла в районную библиотеку. Пока разговаривала с библиотекарем, ребёнок САМ где-то на полке углядел книжку с картинками динозавров, принес ее за столик и сел читать.
Я нашла еще три, на мой взгляд интересных. Принесла Севе выбрать из них одну. У него были такие счастливые глаза - это надо было видеть. Домой унесли все четыре. Ни одну не дал оставить в библиотеке.
Намеченная прогулка во дворе сорвалась. Из библиотеки, ребёнок со слезами на глазах утащил меня домой скорее читать.
2. Купили еще набор пластмассовых динозавров покрупнее, чтобы было можно разглядеть, кто из них кто. ( Сидела потом дома и разбиралась по принесенным энциклопедиям);
3. Купили трафарет для рисования "динозавры";
4. Разыскала мультик Берг Саунд про динозавров, фильмы ВВС

Два месяца мы жили только динозаврами. Принесенные книги зачитали почти до полного "наизусть". Мы их обсуждали, рисовали вулканы, кактусы, мир динозавров, их лепили, делали аппликации на тему. И если я сильно настаивала, то только тогда читалось что-то другое.

Как мы с этим справились. Постепенно, вспомнив опыт Лупан, стала рассказывать о вымирании динозавров, ледниковом периоде, мамонтах и древних людях. Не сказала бы, что его это сразу заинтересовало. Но постепенно его игры изменились. Стали появляться другие интересы. Видимо, у него это уложилось в голове. И внимание переключилось на древних людей.
В результате: однажды, выйдя из кухни в комнату, обнаружила в самом ее центре "пещеру" из перевернутых стульев. Под стульями - исчирканную фломастерами подушку, в новой любимой микрофибровой навлочке. На вопрос "СЕВА, ЧТО ЭТО?", ребёнок спокойным голосом, с гордостью сообщил, "ну мама, это же наскальная живопись".

Ох уж мне эти занятия по истории!

2 комментария:

  1. Я смотрю что очень многие мальчишки просто безума от динозавром, может гены предков шевелятся?

    ОтветитьУдалить

 
Пользовательского поиска
счетчик посещений