пятница, 5 июня 2009 г.

Логика детям. Часть1. Занятия с малышами.

О чём могу я рассказывать долго, так это о занятиях логикой. В нашей семейной "копилке" находится целая куча игр и упражнений на развитие логики.
Умение строить логические умозаключения очень полезно для любого человека, но всё закладывается в детстве.
Не поверите, но наши первые "логичеcкие" упражнения мы начали, когда Севе было всего 2-3 месяца от роду. Никакого велосипеда я, естественно, не изобретала. Речь идет о занятиях с домановскими карточками. Я не делала их на картоне и не выдерживала размер, который рекомендует автор методики. Брались обычные альбомные листы и обрезались до квадрата. Отдельные картинки, не перегруженные деталями и фоном (один бит), наклеивались на отдельный лист бумаги.
Наше знакомство с методикой Домана:
Доман советовал громко произносить название категории и отдельные элементы, меняя карточки раз в секунду ( Животные. Заяц, Кошка, Лиса). Мы так и делали. Начав с одной категории из трех карточек, я их увеличивала и увеличивала. Севе очень нравились эти первые занятия. И я также выдерживала рекомендацию - заниматься не дожидаясь первого отвлечения ребенка, а в случае не обходимости быстро меняла категорию и уменьшала количество карточек. Хоть поначалу я и пыталась придерживаться четкого плана, мне это не удалось. Я склоняю голову перед теми мамами, которые смогли полностью перенять методику Домана и посвятить полностью своё время малышу. Со временем мне стало не хватать карточек, картинок. А еще не хватало времени находить изображения, вырезать и наклеивать их. Из-за недостатка информации не было у меня и возможности демонстрировать Севе все желаемые категории. А также количество показов карточек свелось к двум- трем в день по 5 минут. И всё же наши занятия были достаточно регулярными. В ход пошли открытки, карточки лото, изображения в детских книжках.
Что мы получили в результате:
Многого из того, что ребенок знал к году, он уже сейчас не помнит и не знает.
Всё лишнее, с чем он не сталкивается в жизни, в книгах, фильмах, быстро вышло из его головки. И, наверное, это нормально.
Зачем же тогда это всё было нужно?
-Ребёнок научился думать категориями. Классифицировать предметы, выводить взаимосвязи. Как называются вместе камень, песок, дерево? - материалы
Фиалка, ромашка, одуванчик - цветы, ит.д. Такие вопросы не ставят его в тупик с самого раннего возраста, как только он научился говорить. Сегодня слышала, как он показывал бабушке фигурки динозавров. Это мои зауроподы - диплодок, брахиозавр. Логически уместное обобщение он освоил сам из передач BBC. И в этом нет ничего особенного. Он делает то, чему обучался с ранних лет.
Еще, на мой взгляд, такие занятия способствуют развитию естественного интереса ребёнка к знаниям, потребности получать новую информацию. И, конечно, очень помогают в развитии концентрации внимания на одном предмете.
Всё вместе: и просмотр карточек, и разговоры, и логические игры, - будут потихоньку формировать у ребёнка логику. А на мой взгляд, обладать хорошей логикой намного важнее для ребёнка, чем просто обладать большим количеством знаний.
На нашем опыте я уже убедилась, что знания, не используемые в памяти не держатся. А логика - лежит в основе всех наук, отвечает за гибкость и вариативность мышления.
Сейчас я не гонюсь за тем, чтобы как можно большим количеством знаний напичкать моего ребёнка. Но приучаю думать, размышлять, строить логические цепочки, выводить обобщения. О наших играх и упражнениях я расскажу чуть позже....
P.S: картинки я собирала всю беременность из разных рекламных и нерекламных газет и журналов. К рождению Севы у меня уже был полный альбомчик -папка.
* Занятия по Доману проводила с 2,5 месяцев до года. После года в ход пошли компьютерные презентации.
* Я не придерживались четких рекомендаций Домана в занятиях, очень рано ввела книжки, сложные изображения (состоящие из нескольких изображений). Водила Севиным пальчиком по картинкам и называла ему предметы. А ещё у нас было много разных самодельных тематических альбомов.
*К 10 месяцам у нас уже был целый арсенал из разнообразных "первых энциклопедий". Часть из них я сфотографировала. Это лишь малая часть того, что я показывала Севе.
Продолжение следует

7 комментариев:

  1. очень интересно, ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. На Домана работает целый институт. Поэтому угнаться за ним не возможно. Самой собрать нужную информацию в нужном виде и количестве - не реально. Самый правильный путь в обычной жизни - энциклопедии. И вы к нему пришли. Важно развивать мозг , тело и чувства ребёнка. Не обязательтно охватывать сразу все области знаний. Если вы достаточно разработаете хотябы один раздел - это даст ребёнку навык и "инструмент". А руководствуясь своей интуицией, он сам сможет понять многое в окружающем мире.
    Вы согласны?

    ОтветитьУдалить
  3. Да, энциклопедии для нас это выход. Но еще не стоит забывать про компьютерные презентации. Отыскать нужную информацию в интернет и оформить её в слайдах - намного легче, чем изготавливать карточки. А вот совсем маленьким лучше всего карточки показывать. Это мое мнение. Пусть и не по всем областям знаний.

    Насчет хотя бы одного раздела. Не уверена, что это наш путь. Я считаю, что ребёнок должен развиваться гармонично и, честно говоря, боюсь навязывать ему пока он еще маленький какую-то одну область знаний.
    Ему интересна история. И вот если я стану ему давать полный курс истории - в итоге - это спровоцирует его стать историком. Так устроены лююди - идут в более менее знакомую область, которая уже известна. Но я стараюсь Севе показать и рассказать и о многих других науках и вещах. Чтобы в будущем у него был выбор. Он растёт и развивается. Возможно, в будущем у него сформируется еще какое-нибудь предпочтение.
    Тем не менее, согласна, что заниматься всем и сразу - это не выход для более старшего ребёнка. Гораздо полезнее - изучая предмет, сначала погрузиться только в него, потом в другой, третий... Но это несколько позже, руководстввуясь прежде всего предпочтениями сына.

    А вот решать логические упражнения, заставлять его "работать" мозгами - это да! На мой взгляд, человек, который имеет хорошо развитую мозговую структуру - уже имеет достаточный "инструмент" для того, чтобы осваивать людбые области знаний. В этих целях мы и занимаемся логикой, разрабатываем мелкую моторику. И, конечно, еще стараюсь не погубить в нём творческое начало. Подталкиваю его много фантазировать, придумывать.

    P.S. Для меня очень важно, чтобы Севка сам смог находить информацию, погружаться в процесс обучения. Может быть, еще и поэтому мы отошли от Домана. Если следовать в точности домановской системе - ребёнок просто привыкнет к тому, что информацию ему преподносят в готовом виде и не учится искать её сам. А я стараюсь воспитывать в Севе самостоятельность.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень познавательный блог! Много чего, чем сама хотела бы заниматься со своим ребенком, да как-то не получается: времени не хватает, терпения. Хорошо, что есть на кого равняться! Вы действительно мать-героиня!

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересный блог! Спасибо за то,что делитесь такой бесценной информацией с другими. У меня тоже куча мыслей в голове и задумок, но как-то времени не хватает ни на что. Может когда-нибудь возьму себя в руки и начну заниматься с ребенком. А Вы просто мать-героиня! Когда только все успеваете!

    ОтветитьУдалить
  6. :) Посмотрел ссылку, интересно.Как показывает история последних пары сотен лет физической силой правит сила умственная. В комбинации эти две силы правят миром."

    ОтветитьУдалить
  7. Я и близко ничем подобным с ребенком не занимаюсь, хотя нужно начинать

    ОтветитьУдалить

 
Пользовательского поиска
счетчик посещений