понедельник, 18 мая 2009 г.

Игры в доктора...Бывает же такое!


Вчера у нас случилась неприятность. Сева, бегая по даче, запнулся о веревку и упав, вывихнул себе руку.
В больнице подозрение на перелом, рентген, а затем с третьей попытки вправление вывиха. Ох и натерпелись мы вчера.
Но хорошо, что все хорошо у нас закончилось. Ведь могло быть и хуже :)

Почти все процедуры ребёнок переносил стоически. Не избежали слез, ведь рука -то болела! Но в больнице врачи удивились, что слезы были по делу, а ребенок быстро успокаивался и послушно проходил процедуры обследования. Не испугался он и пройти на рентген, хотя оттуда перед Севой вывели плачущего взахлёб ребенка.

А секрет был простым. Дома время от времени, как и все детки, Сева играет в больницу. И поскольку я принимаю в его играх самое активное участие, то включаю в эти игры разные "полезные с моей точки зрения" элементы.

Именно о них я и хочу рассказать:

Элемент 1. Я конкретизирую специальность врача. Предлагаю Севе играть не просто в доктора. А в окулиста, лора, невропатолога, ортопеда или стоматолога... (Иногда мы играем в массажиста, когда маме хочется отдохнуть :) ). Во время игры я рассказываю о конкретной профессии. Какие знания нужны этому доктору, с чем обычно к нему обращаются, что он делает. Я не затрагиваю какой-то уж очень специфичной информации. Все объяснения происходят буквально "на пальцах". Офтальмолог проверяет у нас как далеко видят куклы и зверюшки. А стоматолог проверяет чистил ли зубки зайчик, кушал ли морковку, чтобы их укрепить, не болит ли что-нибудь...

Элемент 2. В нашем любимом альбомчике (одна из страниц - на фото) я разместила вырезанные из журналов картинки с тематикой "медицина".
У меня получились подборки по следующим темам:
Первый разворот: симптомы и осмотр. Здесь помещены фотографии деток, которым ставят градусник, заглядывают в горлышко, ушко, слушают фонендоскопом, что-нибудь щупают...
Рассматривая эти картинки, я объясняю Севе следующее., на картинках врачи и родители просто осматривают своих детей.
Они не лечат детей, а пытаются определить, чем ребёнок болен. У разных болезней - разные симптомы.
Проверяют не красное ли горло, не высокая ли температура. Ищут, какая же именно болезнь охватила малыша.
И вот, когда находят. Ставят диагноз - называют эту болезнь. И только потом врач может понять, что делать и выписать лекарства. Назначить лечение.

Второй разворот - картинки на тему лечения. Деткам закапывают в нос, мажут ранки, кладут компрессики на лоб, ставят уколы и накладывают пластыри.
На этой же страничке я разместила фотографии таблеток и лекарств.
По картинкам отмечаем, что могло случиться с ребёнком, раз назначили такое лечение.

Третий разворот у нас посвящен теме - анализы и исследования. Здесь помещены картинки с изображением разных колбочек, баночек, химиков-лаборантов, рассматривающих что-то в микроскоп. А также изображения разных меодов исследования: как детям делают ультразвук, экг. Снимки узи, рентгеновские снимки.
Все эти картинки помогают мне объяснить ребёнку, что бывают ситуации, когда простого наблюдения симптомов не достаточно. Врач не может поставить диагноз.
Есть дополнительные методы обследования. Объясняю, что это совсем не лечение. Специальные аппараты, машины могут проверить как бьётся сердечко, как быстро бежит кровь... И это позволит врачу лучше разобраться в происходящем

Из этих бесед мы и узнали о рентгене и рентгеновских снимках . Поэтому, когда Сева услышал про рентген в больнице, то со знаем дела прокомментировал, "будут делать фотографии косточек". :)

Элемент 3. Во время игры в доктора, как бы невзначай на пальцах объясняю ребенку правила оказания первой помощи.
Ушибли голову - холодный компресс, порезал пальчик - нужен йод, сломал зайчик ножку - мы ему шину наложим...

Элемент 4. Читаем разделы в детских энциклопедиях о том как устроен человек. Рассматриваем части тела. Объясняю, что находится у нас внутри: Скелет, кости...

Соединение костей - суставы, я объяснала ему примерно так:
Суставчики похожи на соединения конструктора "Зуб". Суставные соединения крепко защелкивают наши кости и они могут сгибаться и разгибаться.

Мы с ним как раз пару месяцев назад об этом говорили и рассматривали все гибкие места на теле.

И когда мой ребёнок спросил после того, как все закончилось "мама у меня, что косточка из суставчика выпала"? Я совсем не удивилась. Я понимала, откуда он это узнал.

Сидя в больнице, проходя все эти процедуры, я вспоминала наши "беседы по картинкам", игры в доктора, разговоры об устройстве человеческого организма.
И думала, как же здорово, что я успела всё это объяснить ребёнку еще раньше.

Мне кажется это очень важно понимать ребенку все эти врачебные этапы, осознавать, что будет происходить Когда ребенок понимает происходящее, он перестает пугаться по пустякам! И в один неприятный момент это помогает . Будем надеяться, что такие неприятные моменты не произойдут, а полученный знания просто добавят ребенку эрудиции.

Это ведь тоже хорошая цель, правда?

15 комментариев:

  1. Какие хорошие занятия по медицине Вы с ребенком проводите! Молодец, целую методику разработали! и как это ребенку помогло в критической ситуации в больнице!

    Моя доченька долго боялась своего лечащего врача, особенно осмотров! я ей тоже много всего объясняла, и потом мы ходили к ее врачу вооружившись нашим статоскопом, шприцом и палочками чтобы горло смотреть и сначала МЫ осматривали и прослушивали нашего врача, и только потом он мою дочку!!! это полностью снимало ей страх. врач ничего не
    против не имел, ему даже нравилось "играть во врача"))

    но мы с дочкой все-таки не так интенсивно в доктора играем, а после Вашего сообщения даже самой поиграть захотелось! обязательно поиграем))))

    желаем здоровья Севочке! ручка уже не болит?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Сегодня совсем не болит. Хорошо вправили :) Правда нам ограничили на три недели физические упражнения. За больную ручку тянуть нельзя, мячики ловить. Еще пропали наши занятия фитнесом...:(.
    Хорошо еще, что левая, а не правая.

    ОтветитьУдалить
  3. Имея некоторый опыт вывиха - сразу же выясните возможности физиотерапии для восстановления. К вывихам обычно очень легко относятся, а не стоит - болеть может долго.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! я дополнительно проконсультируюсь с физиотерапевтом. Хотя Сева говорит, что уже совсем не болит.

    ОтветитьУдалить
  5. А почему "бедной мамы"?

    ОтветитьУдалить
  6. Хочу вам сказать, что прочитав статью была просто в восторге от такой методики игры, вы просто молодец!!! Желаю вашему малышу скорейшего и полного выздоровления!!!!

    ОтветитьУдалить
  7. А почему "анонимный" :)...
    Название моего блога - результат моих размышлений. Моего Севку часто наши знакомые за глаза, да иногда и в глаза называют "маленьким вундеркиндом".
    Но на самом-то деле никто из них не предполагает, как много своего времени я трачу на это "чудо". ПРидумываю игры, подбираю для него книжки,полезные разговоры... Конечно, есть доля врожденных способностей, генетической предрасположенности. Например, какие-то знания, которым хочу научить его я ему неинтересны, а какие-то находят такой отклик в его головке, что становится в пору учится у него самого.

    Но в том -то и секрет, что зная какие-то хитрости, имея вовремя нужную информацию -Наверное, каждая заботливая мама может получить такие же результаты как у нас. А может даже и лучше. Опять -таки генетика, способности каждого малыша индивидуальны.

    Вот и название блога оттуда. Смсыл в том - что умный ребенок не совсем вундеркинд, а во многом (не во всем) результат своей бедной мамы. Бедной, потому что такие занятия от мамы часто требуют очень большой подготовки, времени, отказа от каких-то личных желаний.
    Секреты бедной мамы - это та информация, которую я накопила, пережевала, обдумала за три неполных года. Результат моих многочасовых "поисков" по обучению, развитию и воспитанию сына. Может быть, каким-то мамам эта информация пригодится и они потратят чуть меньше времени на все предварительные поисковые этапы, а просто возьмут мои идеи. В этом смысл названия моего блога.

    ОтветитьУдалить
  8. Конечно же Ваш опыт пригодится другим! мне очень интересно читать Ваш блог. И я сама по опыту знаю, как много времени и сил занимают хорошие продуманные подготовки к развивающим играм с малышом. Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
  9. Orava Anna, спасибо за поддержку! Всегда радуюсь теплым комментариям!

    ОтветитьУдалить
  10. Я в восторге от Вашей методики, какая Вы молодец!
    Рада, что нашла Ваш форум - регулярно в него заглядываю.

    ОтветитьУдалить
  11. Юлия Лисичкина, спасибо!!! :)

    ОтветитьУдалить
  12. шикарная статья! вы придумали отличную методику, никогда раньше про такое не слышал. можно ли разместить на нашем сайте, со ссылкой на ваш блог? заранее благодарю!

    vasiedd@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  13. Для Ptas: со ссылочкой на блог - размещайте смело. Только и мне уж тогда адрес Вашего сайта напишите, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  14. А в какой области у вашего сына нет прогресса? Я конечно понимаю,
    что для каждый матери свои ребенок САМЫЙ, САМЫЙ, но просто закрадываются сомнения, что 3-х летний ребенок может усваивать такие объемы информации, которые по зубам 5-6 годовалым деткам. Честно, вериться с трудом.
    Но все равно успеха вам.

    ОтветитьУдалить
  15. :)А разве я говорю где-то, что он усваивает большие объемы информации? У нас тяжеловато идет математика. Читает он по слогам, а совсем не книжки, как, например, я в его возрасте :). Очень хорошо логика, потому что ему нравится решать "хитрые" задачки, любит составлять и придумывать комбинации из кубиков Никитина. История очень нравится. Я поддерживаю этот интерес, запасаюсь литературой, нахожу интересные книги, занимательные запоминающиеся истории. География - тоже нравится, наверное, тоже потому что с малышовского возраста карты разглядывали, книжки про достопримечательности ему показывала. До трех лет было всего несколько серьезных книг. Мы их просматривали. Сейчас одно стало наслаиваться на другое. Поэтому прогресс вижу в истории, географии, английском, и у нас пошла экономика - потому что придумываю интересные игры. Все остальное на уровне средних знаний энциклопедий для дошкольников и то не в полном объеме :) Физическое развитие у нас отстает :(. На велосипеде стал кататься только этой весной, плохо прыгает на одной ножке, хотя мы его водили в спортивные секции.
    Поэтому ничего такого необычного у нас нет. Этот блог не столько про моего сына :), сколько про мои занятия с ним. Я стараюсь ему рассказывать о многом, многое предлагаю, что-то получается, что-то нет, как у всех. Часть информации остается в его голове, другая забывается. Тем более сейчас с рождением второго ребенка времени на поиск информации нет совсем. Вот сейчас детки спят. А я сижу и выискиваю Севе информацию про то, почему началась Великая Отечественная война. Такой вопрос его перед сном беспокоил. Вот сижу и думаю, как ему объяснить, чтоб он понял...
    (я кстати об этом писала в разделе "О нас", что название блога от названия вундер=чудо, а не про необыкновенного ребенка, и что для каждой мамы ребенок это чудо).

    ОтветитьУдалить

 
Пользовательского поиска
счетчик посещений